|
Зимний Адлер |
Что можно сказать о зимнем Адлере?
Стройка, дождь, скука... Город из лениво-курортного летом, превращается в
деловито-скучный зимой.
Попасть в Адлер и Сочи зимой я
мечтал давно, наконец-то, получив отпуск в декабре, удалось на три дня вырваться
на побережье. Но обо всем по-порядку!
Дорога
Особой легкости при покупке
билетов на поезд зимой я не испытал, видимо сказывается общее уменьшение количества
составов по сравнению с летним временем. На проходящий поезд Новосибирск-Адлер
удалось взять билет за 4 дня, однако моя радость погасла, когда оказалось, что в
билете не указано место, а стоит скромненькая приписочка "места определяются
проводником".
Забавно, после введения
компьютеризированной системы бронирования билетов "Экспресс" двадцать (а может и
больше) лет назад, у МПС до сих пор не известно, сколько человек и до какой станции
едут в поезде. А вообще-то очень удобно, можно всегда взять взяточку за билетик в
кассе, подсадить в вагон по дороге человечка. Чем еще можно обьяснить, когда летом,
придя за билетом за 45 (!) суток, в кассе этих билетов не находишь, а купив билет
через знакомых (бутылочка вина+конфетки) едешь в полупустом вагоне?
Зимой народ кочует на более короткие
расстояния, и народ в основном солидный и служивый. В моем купе ехал из отпуска в
Омске военный с семьей, сошел в Самаре, тут же сели три веселых прапорщика, один
из них ехал по контракту в Чечню, а два - выбивать деньги за Чечню в штаб округа,
в Ростов. В Новочеркасске их место заняла тройка разбитных теток из бригады по
ремонту железнодорожных путей. Тетки тут же скликали полупьяных коллег по бригаде
и начали пьянствовать водку, спасло меня то, что все они перекочевали в пустое купе,
видимо что бы не видеть мою кислую рожу. В Краснодаре зашел солидный джентльмен до
Сочи и два командированных шалопая с оргтехникой до Адлера. Шалопаи залезли на верхние
полки и стали звонить по мобильнику любимым, что, дескать, они загрузились и отчалили.
После звонков они принялись обсуждать цены на джинсы разных фирм и их достоинства
перед нефирменными. Этот интереснейший диалог был прерван суровым джентльменом, который
заявил о своих правах на спокойный сон.
На обратном пути я ехал с двумя
военными связистами в возрасте и молодым старлеем, который хотел забрать обратно в
часть бежавшего бойца. Практически всю дорогу, с немногим двое суток, мы благополучно
проиграли в переводного дурака, тысячу и английский покер (На интерес! На интерес!).
На удивление, на дороге в оба конца
жарко или холодно не было, но в окна посвистывает. С голоду в дороге не помрешь - почти
на каждой станции можно купить продукты или готовые блюда. Только лень из теплого
вагона выскакивать на стылые вокзалы. Почему-то всегда на вокзале холоднее чем в городе!
Единственная опасность на железной
дороге зимой - снег и обледенение. На пути назад, стоило нам отьехать на 10 минут
от Туапсе, в горы, как наш состав остановился и простоял около часа. Выглянув в окно
мы заметили, что навалило уже по колено снега, а на проводах висят сосульки. Затем
нас, сильно искря, обогнал еще один состав. После него, дергаясь и сыпя искрами,
гудя, наш поезд медленно пошел в горы и благополучно миновал Кавказский хребет.
Когда я появился дома, оказалось, что меня уже и не ждали так быстро - вслед за
нами перевалы закрыли и начались погодные пертурбации в Краснодарском крае. Кстати
сказать, в самом Краснодаре было уже под пояс снега.
Забавное наблюдение - в Ростове и
Ростовской области снега навалило не менее чем в Краснодаре, но в стихийное
бедствие это не превратилось. Может надо местным властям больше коммунальными
проблемами заниматься, а не болтовней про инородцев и про преимущества коммунистического
ведения хозяйства? А то ведь смоет!
Город
Чем неприятно поразил Адлер
зимой - отсутствием света на улицах. В декабре темнеет уже в 16 часов, после
этого по улицам ходить уже трудно, можно угодить в лужу или в строительную канаву.
Фонари на улицах отсутствуют как класс. В один из дней я пошел на почтамт позвонить
домой, было это в 18 часов, а затем прошел в сторону набережной по Демократической,
по набережной и по Просвещения. Чувство было такое, что кроме меня никого в городе
уже нет. Больше я в такое время на улицы не совался.
Устроиться на постой в частный
сектор оказалось проблемой, идя по улицам видишь везде таблички "Комнаты не сдаются",
как мне обьяснил хозяин, все домовладельцы зимой стараются заняться ремонтом или
строительством. Однако места найти можно, я снял двухместную комнату, а скорее -
номер, который в сезон, в августе, стоит 700 рублей (в сентябре - 500), за 200
рублей в сутки. В моем номере оказались: телевизор, холодильник, санузел с унитазом,
раковиной и душем, много мебели. Хозяин принес электрорадиатор, так как отопления
в комнате нет.
Все кафешки и ресторанчики, за
редким исключением, в городе зимой закрыты, однако напротив магазина "Океан" я
вновь нашел отличную кофейню, на рынке также много фруктов и овощей, мяса, рыбы,
колбас, сыров и солений, так что пропитание найти можно. Мандарины в середине
декабря были на рынке от 10 до 15 рублей, хурма 10-12 рублей, причем продавалась
как дошедшая, спелая хурма, так и твердая. Такой по вкусу спелой хурмы, как в
Адлере, я не видал нигде! Мед!
Город кишмя кишит маршрутными
такси, цены, в зависимости от маршрута - 5-7 рублей, от Адлера до Сочи - 15 рублей.
Муниципальный городской транспорт ходит редко и сильно набит, ездить на нем не
рекомендую.Машин же на улице намного меньше, чем в Сочи.
По городу слоняются стаи бомжей,
вокзал ими набит битком, однако к людям они не вяжутся, видимо зимой откочевывают
из более северных областей страны на согрев у "теплого" моря. Вида города они,
конечно же, не красят. По местному Краснодарскому телевидению всерьез обсуждалась
проблема тяжелого положения бомжей с наступлением холодов (и это при 5 градусах
тепла!), приводились примеры замерзших до смерти. Интересно, а каково бомжам в
Москве, средней полосе и в Сибири, меньше -то их там не стало! Впрочем упиться
в усмерть и "замерзнуть" можно, пожалуй, и на Канарах...
В течении 2-3 дней в ряде кварталов
в центральной части города не было электричества, якобы вышел из строя трансформатор.
А ведь холодновато и скучновато сидеть дома без электричества! Зато после таких
аварий легче выбивать из сограждан денежки на очередное повышение тарифов
"естественных" монополий. А вот скажем, нельзя ли уменьшить издержки снижением
зарплаты чиновникам, продажей офисов (слово-то какое мелкое, глядя на дворец Газпрома
язык немеет), теплоходов и самолетов, повышением интенсивности и эффективности труда?
Так ведь то не наш путь развития - у нас все по-своему, не как у людей быть должно!
Вот авиакомпании на Западе после 11 сентября стали терять доходы и начали сокращать
персонал и издержки, а ведь, глупцам, надо было всего лишь поднять тарифы!
В Сочи тоже скучновато, отдыхающих
мало, загрузка санаториев составила не более 50% от нормы. Вещевой рынок малонаселен,
выбор товаров слабоват. Не лето, однако.
Погода
Зимой на побережье чаще всего льет
дождь, однако может и сыпать снег, может и выглянуть солнце. Из всех дней, что я
пробыл в Адлере, солнце светило только один день, а так, с переменной силой шел
дождь и сильно штормило. Удивила вода в реке Мзымте, летом она яркого желто-коричневого
от глины цвета, а зимой река оказалась голубовато-стального цвета, довольно полноводная.
Температура воздуха тоже вещь
непостоянная, чаще всего 7-12 градусов тепла, но может и опуститься ниже нуля.
Часто дует порывистый ветер, в
ночь накануне моего отьезда, ветер гнул деревья, стучал крышами и заборами,
налетал так, что дрожали стекла в окнах, а я задумывался о крепости новой крыши на
четырехэтажном доме хозяина, когда же я утром прошелся по городу, то не обнаружил
никаких развалин или сорванных крыш, только на набережной валялось несколько старых
шишек с кедров. Судя по сообщениям синоптиков и корреспондентов бывают и ураганные
ветры, но веры и тем и другим мало, население на материк с побережья не откочевывает.
А вот стремление местных властей выбить копеечку с Москвы на ремонт и восстановление -
известно. Только копеечки, с Москвы выбитые, как-то между пальцев просеиваются легко,
и падают, видимо, в неблагодатную почву, поэтому на Амуре строят поселки опять на месте
смытых, ловкий Шойгу возводит сборно-щитовые дома в Якутске и Ленске, а по многочисленным
местам боев с ураганами из месяца в месяц пилят поваленные престарелые деревья и ставят
обратно линии электропередач. А что, подземный электрокабель вдоль железной дороги в
Адлер сильно дороже обойдется?
Грязи, в Адлере по-прежнему нет, однако
можно нырнуть в лужу на месте сбитой тротуарной плитки.
Море превосходно, как всегда. Постоянно
идет сильная волна, пена, брызги, летают чайки. Вода цветом от серо-стального, до
темно-аквамаринового, много живописных облаков и туч. Только холодновато, только
авторитеты из "Ассы" плавать и могут в таком море...
Отдохнуть можно везде, душа требует
перемены места, образа жизни и деятельности, телу же в Адлере зимой скучновато - извечных
летних солнца и теплой воды не хватает!
Гостевая книга
Впечатления о поездках Ваши и Ваших родственников или друзей, Ваше мнение об этом сайте.